Луга – типичная катамаранная река повышенной категории сложности

(дневник поиска и преодоления трудностей групой товарищей)

2003

1 мая

Сложности, связанные с катамаранами, начались при загрузки группы из 12 человек в 14-местный Ford. При виде груды снаряжения (два Тайменя и два ката + рюкзаки) водитель как-то погрустнел, отвернулся и долго курил. За это время машина была набита под самый потолок, из межрюкзачных щелей местами виднелись физиономии и части организмов. Водитель глянул на меня с лайкой на руках, уместившегося на вещах в дверном проеме, и с обреченным видом захлопнул двери. Началось…

До точки старта на шоссейном мосту через Лугу близ Толмачева добрались легко и быстро, если не брать в расчет неожиданной попытки водителя отвезти нас в аэропорт (он перепутал заказы и маршруты…). Сухое прохладное утро перешло в дождливый ветреный день в момент нашего прибытия и выгрузки. Я уточнил с водителем место и время конца нашего маршрута, где он должен был нас встретить 4-го мая в 14 часов и мы начали стапель. Дождь, ветер и холод способствуют ускорению стапеля, ошалевший от свободы мокрый и жаждущий общения кобель слегка препятствует…

Вода в Луге была довольно высокая, пойма реки была подтоплена, и в районе Толмачева местами было непросто определить - где же собственно русло. Но самое главное – в реке имелось течение и ветер с дождем дул в спину! На реке было полное безлюдье, только группа из двух байдарок стапелилась у ж.д. моста около станции Толмачево. Изрядно промокшие и околевшие на стапеле, мы грелись греблей. Две наших байды шли легко и непринужденно, катамараны – заметно медленнее, хотя ветер и поддувал в спины. Причем “Альбатрос” без мачты и паруса на двух веслах шел заметно быстрее 4-ки “Аргута” на всех четырех… Абыдно, да?!

Стартовали мы в 2 часа дня и шли, постепенно все более промокая и околевая, до 5 часов. Как только строения поселка Толмачево скрылись из виду и путь назад стал невозможен, течение заметно притормозило и начались непрерывные меандры. Каты мы взяли в этот поход просто из-за нехватки байдарок, а не от склонности к мазохизму. Хождение на Аргуте по стоячей воде и раньше не вызывало у меня энтузиазма, но сейчас я был инициатором этого похода и ругать было некого. Наоборот, грела душу слабая надежда прокатиться по перекатам на последних 17 км из 90-километрового маршрута – на Сабских порогах. На контрасте после 73 км плесов мы должны были ощутить “райское наслаждение”.

Около 17 часов было принято решение становиться лагерем. Места на Луге очень живописны (даже в такую погоду, как нынешний май) и мы встали на поляне среди старых кряжистых дубов. Название бивака родилось само – “Дубы-колдуны”.

Правда, колдуны эти были наполовину засохшими и трухлявыми, как выяснилось потом. А поднявшийся ночью шквальный ветер обломил с одного из дубов здоровенный (судя по треску) сук, рухнувший невдалеке от палаток… Дождь к вечеру сдуло холодным северо-западным ветром, обещавшим назавтра хороший “вмордувинд”, но на суше об этом думать не хотелось. Костер, вкусное горячее хрючево и согревочно-просушечные граммы создавали иллюзию гармонии мира. Неумолкающая гитара эту иллюзию усиливала.

Прошли за день около 16 км.

2 мая

Ночью северо-западный ветер усилился до шквального, но облачность осталась низкой и беспросветной. Утро обещало веселенькую греблю на катах против ветра – и не обмануло. Слопанный завтрак исправно превращался в механическую энергию, но на тепловую его уже не хватало. Нескончаемые меандры реки не спасали от вмордувинда – ветер дул всегда в пятак и вынуждал каты идти вплотную к берегу, где дуло все же потише. Тут-то “Альбатрос” и запарусил в полную силу. Парни упрямо лопатили воду, но от нашего “Аргута” отставали…

“Белые люди” на байдах постоянно убегали вперед и ждали наш катамаранный обоз. Мой бедолага пес совсем озверел от сидения на мокрых вещах и рвался на берег. Периодически мы подходили к берегу и высаживали его на променад. Набегавшись по берегу и согревшись, он смело лез в реку, плыл к кату и требовал принять его на борт. Вытащенный на кат, он аккуратно отряхивал свою мохнатую лаечную шубу сперва на одном баллоне, затем – на другом, а иногда и посередине – на гермах. Воды доставалось от него всем и вдоволь… По прошествии получаса этот мокрый негодяй начинал дрожать на ветру от холода и жалобно проситься побегать – и все повторялось. По ходу дубак доставал всех очень сильно, корабли несколько раз чалились к берегу, а экипажи прыгали и пытались бегать на одеревеневших ногах. Здорово помогал горячий чай из термосов и бутерброды. У всех крепло мнение, что Луга – чисто катамаранная река и на байдарках тут просто скучно и нечего делать три с половиной дня. Да так оно и было на самом деле. Ближе к вечеру лес на высоких берегах уступил место полям на пойменной низине и от вмордувинда прятаться стало еще труднее. Волшебным словом звучало название деревни Старица, до которой становиться на бивак было просто очень позорно, а за нею – уже не очень. Расстояние по прямой до этой деревни сокращалось крайне медленно, поскольку двигались мы по безобразно извилистой кривой… Но, наконец, настало время поиска места для ночлега – и народ уперся в весла из последних сил. А сил хватило в самый раз еще и на выволакивание кораблей на крутой подмытый берег. Задубели за день все поголовно и качественно, включая экипажи байдарок. У меня и у сына не отмерзли только пятки в неопреновых носках, а у матроса моего ката – только все, что было в неопреновых шортах. Температура воздуха за день не поднималась выше 3-4 град. Сухая одежда доставляет максимальное удовольствие после дня, проведенного в мокрой и на ветру…

Костер и ужин с дежурной дозой примирили нас с погодой, и народ стал обозревать окрестности с интересом и удовольствием. А окрестности действительно того стоили. На берегах стали все чаще появляться высоки обрывы из твердого красного песчаника, поросшие соснами и елями, светлые сосновые боры и симпатичные места стоянок с лавочками и каркасом для тента. Ивняк по берегам во многих местах был погрызен бобрами, в крутых берегах часто попадались старые провалившиеся бобровые норы.

Небо на ночь расчистилось, ветер стих и мы тоже угомонились.

За день прошли около 22 км.

3 мая

Раннее утро, пять тридцать. Тишина. Первые лучи солнца. Дубак. Шесть утра. Еще дубее. Дубиссимо. Надо выйти. Что это?!! На катах лежит пушистый иней, подтаявший со стороны солнца.

Весла белые и пушистые. Вода в подтопленной бобрами низине за палатками покрылась хорошим льдом. Только Луга не замерзла и течет меж хрустящих от мороза берегов, слегка покрытая паром. Издалека доносится лай моего корабельного пса – надо идти проверить, в чем дело. Беру ружье и тихо иду по берегу. На бобровом озерце рядом с лагерем на незамерзших разводьях – утки, но к ним тихо не подойти по льду сквозь заросли ивняка. На реке около берега плавает селезень и пара уток, с берега азартно лает пес. Выстрел вдоль кустов через ивняк – мимо! Начинается День Мазилы… Издалека доносится несколько выстрелов – народ тоже с утра обижает уток. Пока бродил с ружьем и фотоаппаратом – солнце поднялось и растопило иней, отогрело замерзшую траву. Можно развешивать барахло на просушку. Окунаюсь в реку (надо ж открыть купальный сезон!), развожу костер, ребята выползают из палаток изрядно замерзшие, но выспавшиеся. Погода дразнит синим небом и ярким солнцем, выходим около полудня. Вчера вечером приняли решение сойти с половины маршрута, настолько все замерзли и устали. Но сегодня есть настроение вломить веслами по-полной и пройти маршрут целиком. Каты стартуют первыми, экипажи байд остаются зарядить термосы чаем и прибрать стоянку. Тепло и безветренно, идем в футболках и загораем. Решили, что если катам пойдется хорошо – то проходим точку выброски и идем дальше, а байды нагонят. Каты уперлись в весла и пошли по плесам без вмордувинда ходко. Проскочили деревню Лемовжа на высоком правом берегу (точку выхода с маршрута) через пару часов и двинули дальше по плесам. Встретили первую группу байдарочников, шедших с реки Лемовжи на Лугу. Плесы сменяли друг друга, течения не наблюдалось, река повернула на юго-запад, и мы жарили физиономии на солнышке. Байдарки где-то отстали и на связь не выходили – рация не доставала. На плесах я еще несколько раз отметил День Мазилы, стреляя с ката по летящим уткам, но наконец-то один селезень был добыт на ужин и выловлен псом из воды.

Нас догнали байдарки и был устроен перекус и поиск друг на друге клещей, которые оттаяли и яростно бросались на все теплокровное. Деревни на берегах сменяли друг друга, а у народа крепла уверенность в реальности пройти маршрут целиком и вовремя. Особенно радовал семиметровый перепад воды, отмеченный на карте на участке Луги от поселка Сабск до места нашего финиша. Это участок Сабских порогов, где, как я надеялся, экипажи катов смогут передохнуть от пахоты по плесам. Периодически мы измеряли нашу скорость GPS-ом и смотрели остаток пути до Сабска. Скорость не давала повода для гордости, но остаток пути неуклонно уменьшался. К шести вечера на реке появилось течение и мы смогли при тех же усилиях двигаться со скоростью около 10 - 12 км/ч. Показались строения Сабска – и мы быстро пролетели поселок по струе, стараясь не приближаться к подтопленным берегам, что бы не пропороться об какую-нибудь затопленную прибрежную помойку. Шивера в поселке в нашу воду была вся залита водой и волны не превышали полуметра. Порожек перед мостом нас просто порадовал стоячими волнами более полуметра и хорошей скоростью течения. Не будь 73 км плесов до порога – ему бы так и не обрадовались. Далее за мостом пару километров течение было приличным, но постепенно замедлилось до 4 – 5 км/ч. Мы решили пройти максимально дальше сегодня, что бы сократить финишный отрезок пути на завтра и оставить время на антистапель. Шли до восьми вечера, гордясь собою за пройденный путь и чуть-чуть жалея экипажи байдарок, которым не пришлось так устать и угрестись, как экипажам катов. Но наша гордость была недолгой: вскоре мы обогнали нечто непонятное и надувное, что вблизи оказалось ПСН-ом с двумя парнями и двумя барышнями. Из разговора мы узнали, что они вышли чуть раньше нас из Толмачева и весь путь шли, немного опережая нас. Мы-то на катах наивно считали себя самыми экстремальными гребунцами на Луге – но тут сняли шляпы и умолкли… Встали лагерем в восемь вечера в отличном сосновом бору правого берега. Все берега ниже Сабска очень хороши для стоянок, но по всему правому берегу сохранились с 41-го года ходы сообщения и огневые точки Лужского рубежа обороны Ленинграда… Есть на берегах несколько пустошей, где немцами были полностью уничтожены деревни вместе с жителями.

Погода продержалась ясной весь день, но к вечеру с запада потянулись перистые облака и небо стало заволакивать мглой. Ужин из двух блюд удался на славу, убитый селезень был расчленен, зажарен на углях и съеден под “Белого аиста”.

Все мы были очень довольны собою и пройденным за день, а главное - тем, что не сломались и не сошли с маршрута. Песни около часу ночи были прерваны дождем, который не прекращался до полудня следующего дня.

Прошли около 41 км.

4 мая

Ранний подъем в 6-30, костер под хорошим дождем, на завтрак – чай с бутерами, что бы не возиться долго с готовкой. Вышли в 9, течение около 5-6 км/ч дополняет занудный холодный дождь. Оставшуюся часть пути – около 11 км - прошли за час с небольшим. Встали на крутом лесистом левом берегу перед шоссейным мостом, рассчитывая до условленных с водителем 14 часов сварить горяченького и спокойно собраться. Как бы не так! В 10-30 подъехала “Газель” с другим водителем. Как оказалось – за нами. Видимо, у водил в этой транспортной конторе накладки традиционны… По такому случаю аврально за час провели антистапель, аврально упаковались и переоделись в сухое и начали грузиться.

Сначала при виде нас – мокрых, грязных и противных – у водилы был легкий шок, т.к. его пассажирская Газель внутри была чистая и сухая. Потом, при виде нас – уже чистых, сухих и симпатичных и пирамиды рюкзаков, катов и байд – шок усилился до состояния полной немоты. Когда все исчезло внутри машины, на лице его была написана фраза “Ну, вы, блин, даете!” и немного еще… Но результат был правильным - мы прошли маршрут и ехали в Питер!

90 км гребли на на кате по плесам в дубак, дождь и ветер - лучший способ провести майские праздники.

Мы сообща убедились в том, что из любой водной артерии с помощью питерской погоды, умело подобранных плавсредств и собственного упрямства можно сделать высококатегорийное препятствие, а главное – что его можно потом героически преодолеть ко всеобщему большому удовольствию. И это действительно самый главный результат.

Теперь впереди – Карелия, Чирка-Кемь и Кемь….

На  главную